"Убей меня, если хочешь!" Иоанн Златоуст о печали
Продолжаем публикацию отрывков из огненного епископа Иоанна Златоуста в пересказе на современном русском языке
Хочешь ещё одну причину, почему мы боимся смерти? Мы не живём, как положено, и совесть наша нечиста.
Будь совесть чистой - ничего не пугало бы нас. Ни смерть, ни голод, ни разорение, вообще ничего! Кто живёт по-христиански, тому не вредят внешние беды; кто надеется на Бога, того уныние не собьёт с ног.
Вот рассуди, что могут сделать люди с доблестным христианином, чтобы он расстроился? Деньги отнимут? Так у него сокровища на небесах! Из страны выгонят? Это приведёт его в Небесный Иерусалим. В тюрьму посадят? Но у него совесть чистая, и потому он свободен. Убьют его? Он воскреснет. Так что сражаться с праведником - пустая затея, только силы зря потратишь - это как с тенью драться и по воздуху молотить. В общем, дай мне только твёрдую веру в Царство Небесное - и убей меня, если хочешь, прямо сейчас! Я только поблагодарю тебя, что так быстро отправил меня в рай.
Ты скажешь: потому я и переживаю за себя, что из-за грехов не попаду в рай. Но ты не о том переживаешь! Перестань переживать о смерти, начни переживать о грехах своих! Плачь о грехах, чтобы загладить их. Печаль для того и дана нам - чтобы печалиться о грехах. Если печалишься о деньгах или о смерти - не туда употребляешь печаль.
Вот гляди! Как узнать, от чего лекарство? Надо проверить его действие. Если помогает от рези в глазах - значит, для глаз лекарство. Если помогает от боли в желудке - значит, для желудка. А печаль для чего? Очевидно, что именно для исправления грехов. Больше ни от чего она не помогает!
Потерял кто-то своё состояние. Опечалился. Помогло ему? Нет. У другого сын умер. Поскорбел он, но сын не воскрес, и печаль ребёнку ничего хорошего не принесла. Побили кого-то, обидели? Горюет он, но никто прощения не просит. Заболел кто-то сильно? Грустит он и сокрушается, но болезнь никуда не исчезает - только ещё хуже от тоски становится.
Видишь, печаль не помогает? А теперь смотри, как действует она, если печалиться о грехах. Если согрешит кто, и опечалится о грехе своём, этим уничтожает он грех и вину заглаживает. Потому Павел и говорит: "Печаль по Боге производит покаяние ко спасению, <...> а печаль мирская производит смерть".
Итак, печаль не поможет тебе в разорении, не поможет в обиде, не поможет в позоре, не поможет в побоях, не поможет в болезни, не поможет в смерти - ни в чём таком не поможет, зато поможет уничтожить грех и загладить его. Очевидно, именно для этого печаль и нужна.
В общем, не будем скорбеть о деньгах потерянных, будем скорбеть только когда согрешим. И будем большая польза от скорби. Лишился ты чего-то? Не скорби, делу не поможешь. Согрешил? Скорби, это полезно.
/из Бесед о статуях (оригинал по ссылке), пересказал Илья Тимкин
Будь совесть чистой - ничего не пугало бы нас. Ни смерть, ни голод, ни разорение, вообще ничего! Кто живёт по-христиански, тому не вредят внешние беды; кто надеется на Бога, того уныние не собьёт с ног.
Вот рассуди, что могут сделать люди с доблестным христианином, чтобы он расстроился? Деньги отнимут? Так у него сокровища на небесах! Из страны выгонят? Это приведёт его в Небесный Иерусалим. В тюрьму посадят? Но у него совесть чистая, и потому он свободен. Убьют его? Он воскреснет. Так что сражаться с праведником - пустая затея, только силы зря потратишь - это как с тенью драться и по воздуху молотить. В общем, дай мне только твёрдую веру в Царство Небесное - и убей меня, если хочешь, прямо сейчас! Я только поблагодарю тебя, что так быстро отправил меня в рай.
Ты скажешь: потому я и переживаю за себя, что из-за грехов не попаду в рай. Но ты не о том переживаешь! Перестань переживать о смерти, начни переживать о грехах своих! Плачь о грехах, чтобы загладить их. Печаль для того и дана нам - чтобы печалиться о грехах. Если печалишься о деньгах или о смерти - не туда употребляешь печаль.
Вот гляди! Как узнать, от чего лекарство? Надо проверить его действие. Если помогает от рези в глазах - значит, для глаз лекарство. Если помогает от боли в желудке - значит, для желудка. А печаль для чего? Очевидно, что именно для исправления грехов. Больше ни от чего она не помогает!
Потерял кто-то своё состояние. Опечалился. Помогло ему? Нет. У другого сын умер. Поскорбел он, но сын не воскрес, и печаль ребёнку ничего хорошего не принесла. Побили кого-то, обидели? Горюет он, но никто прощения не просит. Заболел кто-то сильно? Грустит он и сокрушается, но болезнь никуда не исчезает - только ещё хуже от тоски становится.
Видишь, печаль не помогает? А теперь смотри, как действует она, если печалиться о грехах. Если согрешит кто, и опечалится о грехе своём, этим уничтожает он грех и вину заглаживает. Потому Павел и говорит: "Печаль по Боге производит покаяние ко спасению, <...> а печаль мирская производит смерть".
Итак, печаль не поможет тебе в разорении, не поможет в обиде, не поможет в позоре, не поможет в побоях, не поможет в болезни, не поможет в смерти - ни в чём таком не поможет, зато поможет уничтожить грех и загладить его. Очевидно, именно для этого печаль и нужна.
В общем, не будем скорбеть о деньгах потерянных, будем скорбеть только когда согрешим. И будем большая польза от скорби. Лишился ты чего-то? Не скорби, делу не поможешь. Согрешил? Скорби, это полезно.
/из Бесед о статуях (оригинал по ссылке), пересказал Илья Тимкин