Иоанн Златоуст: "Да я ни одного человека не знаю, кто слушался бы этой заповеди! Со стыда промолчу я".

Иоанн Златоуст: "Да я ни одного человека не знаю, кто слушался бы этой заповеди! Со стыда промолчу я".

Публикуем отрывок из проповеди святителя Иоанна Златоуста "О душевном сокрушении" в переложении на современный русский язык.
17.05.2024
...Кто с чистой совестью может сказать: "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»? Может, мы и не мстим своим обидчикам, но и первыми мириться не подойдём.

А Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали своих обидчиков в число первых друзей - потому Он и повелел молиться за врагов. Так что если ты злом на зло не отвечаешь, но при этом нос воротишь от обидчика, смотришь на него исподлобья и рану в душе не залечиваешь - ты ещё не исполнил Христовой заповеди.

И как же тогда просить Бога, чтобы Он был милостив, если ты сам не милостив к оскорбившим тебя? Потому и говорит мудрец: «Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?»

Я хотел уже замолкнуть и тему дальше не развивать. Стыдно и совестно продолжать! Если продолжу, ещё яснее станет, как мы не на жизнь, а на смерть боремся с заповедями Христовыми. Впрочем, смысла нет молчать - дела наши вопиют об этой борьбе, да и прежде дел ещё Тот, Кто будет судить нас, всё знает уже.

Вот заповедь не собирать себе «сокровищ на земли, но на небеси». Есть немногие, исполняющие её. А остальные? Такое чувство, что они всё наоборот поняли, как будто им повелели собирать сокровища на земле! Забыли про Небо, прилепились к пустому, как безумцы зарабатывают себе состояние, Бога возненавидели и влюбились в деньги!

А заповедь "не заботьтесь о завтрашнем дне"? Да я ни одного человека не знаю, кто слушался бы этой заповеди - о маловерие наше! Со стыда промолчу я. Хотя мы должны верить Христу, даже если Он просто нам скажет - а здесь Он даже доказательства приводит про птиц и траву... Но нет, мы как язычники - даже хуже, чем язычники - проявляем свою трусость, терзаемся земными тревогами. Нам об этом даже молиться не было повеления, а мы только и думаем, что о земном! Так что, как я сказал, из стыда за нас промолчу. Дальше пойдём, но лучше ли там?

Вот Христос говорит: "Не судите, да не судимы будете". Думал я, хотя бы тут не так стыдно будет - но ничуть не меньше мне стыдно. Если бы мы во всём другом даже были чисты, как снег - один этот грех способен сбросить нас в преисподнюю. Ах, как строго мы осуждаем других! Зато у самих себя в глазах и бревна не заметим! Всю жизнь готовы потратить на то, чтобы разведать, кто чем грешен - и осудить. Трудно найти свободных от этого греха - и среди мирян, и среди монахов, и среди священнослужителей трудно найти. А ведь какие последствия нам обещаны! "Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить".

Да, какое наказание за грехи нас ждёт! А мы бежим вприпрыжку к пропасти, и как будто хотим все дороги в печь огненную испробовать! Одинаково нарушаем что трудные заповеди, что лёгкие. И это значит, что дело не в трудности заповедей - нет, раз мы и лёгкие нарушаем. Дело в нашем небрежении!

Что, трудно разве не сплетничать, про чужие грехи ни у кого не расспрашивать? Наоборот, ещё усилия прилагать приходится, чтобы всё разузнать и осудить потом. И кто нам тогда поверит, что мы нарушаем заповеди из-за беспечности? Нет, мы специально их нарушаем, это входит в наши планы.

То, что Господь велит делать - легко. То, что запрещает - труда требует.
А мы не обращаем внимания на запреты, делаем наперекор, трудимся ради грехов. Даже враги наши посмотрят со стороны и скажут, что мы грешим из желания сопротивляться Богу.

А то, что заповеди Христовы не имеют в себе ничего трудного, Он сам подтвердил словами: "Возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко". Но нам по необъяснимой беспечности кажется, что заповеди - это непосильный труд.


На кого мы похожи? Лентяям, которым лишь бы поспать, даже есть и пить трудно! А вот люди бодрые не бегут даже от великих и трудных дел, смело к ним приступают - им подвиги кажутся более лёгкими, чем для лентяев встать и еду приготовить. Нет таких лёгких дел, которые бы наша лень не представила большими и трудными испытаниями. И наоборот, нет ничего трудного и тяжёлого, чего нельзя сделать с лёгкостью, если есть усердие и желание.

Вот скажи мне, что может быть тяжелее, чем каждый день находиться в смертельной опасности? Но блаженный Павел даже это назвал лёгким. «Страдания наши легки и мимолётны, а приносят они нам огромную, полновесную, вечную славу, которая многократно перевешивает страдания», - объяснил апостол. Трудное само по себе дело становится лёгким, когда является ступенькой к будущему успеху. Так и Павел объяснил: "Мы устремляем взор не на видимое, а на невидимое".

.

пересказал Илья Тимкин