Иоанн Златоуст: "Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!"

Иоанн Златоуст: "Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте!"

Сегодня мы публикуем одну из известных проповедей святителя Иоанна Златоуста в пересказе на современный русский язык (ссылка на дословный оригинальный перевод - в конце материала) . Здесь и о литургии, и о смысле жизни, и о смерти, и о молитве "Отче наш" - много интересного и важного. Впрочем, святитель Иоанн Златоуст давно "растаскан на цитаты", и может, вы всё это где-то уже читали? Проверьте!
17.05.2024
Как крестьянину нет никакого смысла бросать семена вместо пашни на дорогу, так и нам бессмысленно называть себя христианами, а на деле ничем это не доказывать. Вот тебе свидетель – брат Божий Иаков, который сказал: «Вера без дел – мертва». И не удивляйся.

Представь, солдат, который состоит на военной службе, получает довольствие за счёт государства, но не сражается за правителя. Есть ему польза от своего звания? Страшно сказать, но лучше бы ему и не идти совсем в армию, чем так себя вести. Разве может он остаться безнаказанным, получая от государства жалованье и довольствие, но при этом отлынивая от службы и не сражаясь за правителя?

Да что я о правителе! Хоть бы о себе самих мы позаботились, о душе своей. Предвижу возражения: как, мол, спасаться, если живём в миру, в суете, и тысячи дел и забот у нас? Что ты говоришь, о человек! Не место спасает, а образ жизни и стремление ко спасению. Адам в раю, находясь как бы в безопасной бухте, и то потерпел крушение; а Лот, живя в Содоме, словно в бурном море, спасся. Иов, опустившись на самое дно, был оправдан Богом, а Саул, пребывая во дворце, потерял и здешнее царство, и будущее. Потому не оправдывайтесь, что в этом беспокойном мире нам якобы не спастись.

Вообще, откуда берутся такие отговорки? Причина проста – вы редко приходите в храм, не молитесь, и на Литургии не бываете. Разве вы не видите, как стараются люди, чтобы приблизиться к земному начальству, как они просят других замолвить за них словечко? А вы? Стремитесь к Небесному Царю?

Всё это я о тех говорю, кто не приходит на Литургию, а также о тех, кто приходит, но во время страшной и таинственной трапезы занимается пустой болтовнёй.

Что ты делаешь, человек? Вот священник возглашает: «Горе имеим сердца», то есть «вверх устремим наши сердца», и ты отвечаешь ему: «Имамы ко Господу», что значит «устремляем их к Господу». А сам дерзаешь разговаривать? Неужели не чувствуешь страха, не боишься оказаться лжецом в такой великий момент? Удивительно!Когда приготовлена таинственная трапеза, когда закалывается за тебя Агнец Божий, когда за тебя молится священник, когда духовный огонь исходит от пречистой трапезы, когда предстоят херувимы, летают серафимы, шестикрылые закрывают свои лица, когда все бестелесные силы молятся за тебя вместе с иереем, когда духовный огонь нисходит с небес, когда от пречистого ребра Христа изливается в чашу Кровь для твоего очищения – ты не боишься, не стыдишься в этот страшный час оказаться лжецом?

Из ста шестидесяти восьми часов в неделю всего лишь один единственный час отделил Себе Бог – неужто ты и его потратишь на дела житейские, на смех и разговоры? Как после этого ты посмеешь приступать к таинствам? С какой совестью? Неужели ты, держа в руках помёт, осмелился бы прикоснуться к одежде земного правителя? Конечно, нет.

Не думай, что это просто хлеб и вино! Пречистые Тайны не выходят из человека, как обычная пища – нет, не думай так. Вот воск, расплавляясь от пламени, куда-то исчезает – так и здесь надо представлять, что Дары соединяются с самим нашим телом. Приступая к Тайнам Животворящим, не думайте также, что принимаете Божественное Тело от человека – нет, представляйте, что принимаете как бы огонь из клещей серафимов, которых видел Исайя. Спасительную же кровь пейте, как бы касаясь ртом божественного и пречистого ребра Иисусова.

Так что не будем, братья, пропускать Литургию; не будем и болтать во время службы. Нет, встанем со страхом и трепетом, взгляд свой опустим вниз, а душу возведём на небо, и с воздыханиями будем молиться – не вслух, а сердцем.

Представьте себе людей, пришедших к правителю – видимому, смертному, временному, земному человеку. Стоят они, выпрямившись, молчаливо, со спокойствием, по сторонам не смотрят, а глядят чуть вниз. Учитесь! Стойте перед Богом так, как если бы стояли перед земным правителем. Перед Господом, конечно, ещё с большим страхом надо стоять. Не перестану это вам повторять, пока не исправитесь.

Заходя в храм, сделаем это, как положено перед Богом, то есть изгоним всякую злобу из сердца. Иначе молитва наша обернётся против нас самих: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Страшные это слова, кто говорит их, тот как бы взывает к Богу: я оставил, Владыка, оставь и Ты; я отпустил, отпусти и Ты мне; я простил, прости и Ты… И наоборот: сам я не простил, не прощай и Ты; если я ближнему не отпустил, не отпускай и Ты мне мои прегрешения; как я с другими поступал, так поступи и Ты со мной.

Зная всё это, размышляя о Страшном суде и представляя огонь и мучения, свернём, наконец, с неверной дороги. Наступит время, кончится земная жизнь, и не будет у нас больше времени для подвигов.Нельзя после смерти начать заниматься хорошими делами, нельзя после окончания забега вступить в борьбу за трофей. Сейчас – время покаяния, потом – время суда; сейчас – время подвигов, потом – время наград; сейчас – пора труда, потом – время отдыха; сейчас – время усилий, потом – время воздаяния за них. Умоляю, проснитесь! Проснитесь, и внимательно выслушайте то, что нам говорят. Мы жили, угождая телу, а теперь надо жить, угождая духу. Мы искали плотских удовольствий, будем же теперь искать добродетелей. Мы жили, не задумываясь, что грешим; начнём же каяться!

«Что гордится земля и пепел?» Зачем считаешь себя выше всего, человек? Для чего чересчур хвалишься? На какую земную славу и богатство ты надеешься? Пойдём, прошу тебя, на кладбище, посмотрим, что там творится в склепах, увидим разрушающуюся природу, изъеденные кости, сгнившие тела. Если ты мудр, то поразмысли, и если умён, ответь мне: где тут начальник, а где простой человек; кто здесь из благородной семьи, а кто из обычной; как здесь разумного отличить от глупца? Где тут красота юности, где привлекательный взгляд, где красивые глаза, где ровный нос, где розовые губы, где румянец на щеках, где блестящие волосы? Не всё ли прах? Не всё ли тлен? Не всё ли пыль? Не всё ли гниль? Не всюду ли черви и зловоние?

Помня об этом, и размышляя о нашей с вами смерти, свернём, наконец, с неверной дороги. Драгоценной кровью Христа искуплены мы – для этого Бог явился на земле; для тебя, человек, Бог пришёл на землю, и негде было ему голову приклонить. О чудо! Судья ради обвиняемых становится подсудимым, Жизнь умирает, Создатель терпит пощёчины от созданий, Невидимый для ангелов получает плевки от людей, уксус и желчь пьёт на кресте, ударом копья пронзается и в гроб кладётся… И ты, человек, скажи мне, как можешь спать и пренебрегать этим? Не знаешь разве, что даже если кровь за Него свою прольёшь, и то долг не оплатишь – потому что одна кровь у Владыки, и другая – у раба?

Пока не умер, покайся и исправься! Когда придёт смерть, уже бессильным будет лекарство покаяния, потому что только на земле имеет цену оно, а в аду уже бессильно. Начнём искать Господа, пока осталось время! Будем делать добро, чтобы не попасть нам в бесконечные адские муки и удостоиться Царствия небесного благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и власть во веки веков. Аминь.

.

пересказал Илья Тимкин

полный оригинальный перевод тут